В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда

Только 93 компании получили право продавать овощи и фрукты в Казахстан — так что можно ждать повышения цен на наших рынках.

Причин на такие действия у Узбекистана несколько: от необходимости кормить себя до политических нюансов.  1 ноября этого года грузовые автомобили, загруженные фруктами и овощами, вновь начали пересекать узбекско-казахскую границу. Ранее правительство Узбекистана установил запрет на вывоз с 1 сентября 2015 года данных категорий продукции автомобильным транспортом, переориентировав их на железнодорожные и авиаперевозки. В конце октября Министерство внешнеэкономических связей Узбекистана специальным постановлением утвердило список из 93 компаний и фирм-экспортеров фруктов и овощей. Этим юридическим лицам разрешено до 1 января 2016 года использовать автотранспорт, чтобы перевезти продукцию в Казахстан и Россию.

Экспортеры объясняют, что эти меры были приняты во избежание реэкспорта узбекской сельхозпродукции через территорию Казахстана и для того, чтобы наладить прямые поставки продукции, отказавшись от услуг посредников из Казахстана.

В ноябре 2014 года первый вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов на заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и РФ заявил, что объем поставок узбекской плодоовощной продукции в Казахстан в 2014 году вырос на 10% и на столько же упал в Россию, потому что для узбекской продукции нет тех тарифных льгот, что имеют партнеры в Таможенном союзе. Он также пояснил, что нерентабельность прямых поставок узбекских овощей и фруктов в Россию приводит к использованию непрозрачных схем, в рамках которых товары из Узбекистана завозятся в Казахстан и уже оттуда реэкспортируются в другие страны Таможенного союза под видом казахстанских. Согласно данным Государственного таможенного комитета, 35% выявленного контрабандного вывоза сельхозпродукции из Узбекистана приходится на Казахстан.

Значительная доля экспорта сельхозпродукции приходится на Казахстан, так как железнодорожные и авиаперевозки экономически невыгодны большинству средних предприятий и фермерам при вывозе небольших объемов продукции.

Проблемы для фермеров

Фермер из Ташкентской области Абдукадыр выращивает виноград и экспортирует продукцию в Казахстан. В разгар сезона сбора винограда запрет на вывоз продукции автотранспортом больно ударил по его бизнесу.

— У меня сейчас около 12 тонн винограда, который планировал на машине доставить в соседний Казахстан своим партнерам. Запрет означает аннулирование моей лицензии на экспорт. Чтобы отправить поездом, мне нужно арендовать вагон, а это минимум 60 тонн. У меня нет таких объемов и финансовых средств, — комментирует фермер.

Рахим Хамракулов, дехканин, в своем тепличном хозяйстве выращивает ранний виноград. Ранний виноград на базаре — это 100% гарантированная прибыль: многие норовят попробовать виноград в мае, тогда как обычный созревает в конце июля — начале августа.

— Перекупщики приезжают и сразу же закупают весь объем. Вывозят в Казахстан, так как это рядом и выгодно. Но у меня небольшие объемы,- говорит Рахим. Он опасается, что большие компании-монополисты могут диктовать низкие цены на виноград и овощи.

Самим не хватает?

Экономист Анвар Назиров считает, что экспорт овощей и фруктов из Узбекистана проблематичен, так как на этот год объём урожая был очень низким из-за погодных условий, что привело к дефициту фруктов и ягод этим летом на внутреннем узбекском рынке.

— Площади, отданные под выращивание овощей и фруктов, не такие большие, чтобы обеспечить и внутренний, и внешний спрос на овощи и фрукты. Если допустить масштабный экспорт овощей и фруктов, то это неминуемо скажется на ценах внутри Узбекистана — овощи и фрукты просто напросто подорожают, — комментирует Анвар Назиров.

Кроме того, за этим экономическим шагом можно разглядеть и политику:

— Здесь, возможно, присутствует политический подтекст: последнее время появилась информация, что российские таможенники уничтожают на границе узбекские товары, официально ввозимые в Россию и скорее всего это месть Ташкенту за нежелание присоединиться к российскому проекту Евразийского союза, — утверждает экономист.

Возможно, что после этого решения  разрешения на экспорт получают поставщики, близкие к чиновникам. То есть тут дело в упорядочении доходов от этого бизнеса, поскольку экспортом могли заниматься и «чужие», а не свои.

По данным Государственного комитета статистики Узбекистана, за январь — июнь 2015 года в стране выращено 2,6 млн т овощей, 1,3 млн т картофеля, 839 тыс. т фруктов и ягод, 163 тыс. т бахчевых и 24,3 тыс. т винограда. При этом на экспорт отправлено 255 тыс. тонн плодоовощной продукции.

По официальным данным, сельское хозяйство Узбекистана обеспечивает ежегодное производство около 300 кг овощей, 75 кг картофеля и 44 кг винограда на душу населения. По данным kaznexinvest, в импорте сырьевой продукции в Казахстан из Узбекистана 68,7% приходится на фрукты и овощи.

Как будут развиваться события после 1 января 2016 года — пока неизвестно. 12 ноября агентство review.uz сообщило, что Акционерное Общество «Узбекские железные дороги» создало новое дочернее предприятие – «Poliz trans». Главной задачей нового предприятия является перевозка железнодорожным транспортом поставляемой на экспорт в страны СНГ и третьи страны плодоовощной, консервированной и другой сельскохозяйственной продукции.

Search.uz: интернет каталог сайтов Узбекистана